ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-383/2022 от 20.09.2022 Абдулинского районного суда (Оренбургская область)

...(1)а-383/2022

56RS0005-01-2022-000786-52

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Абдулино 20 сентября 2022 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ильиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Мурзаковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску депутата Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области Шустикова М. П. к председателю Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области Шилову В. В. о признании незаконными совершенные действия (бездействие) и об обязании предоставить информацию,

У С Т А Н О В И Л:

Шустиков М.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ ...Шилову В. В. о признании бездействия незаконным, указав, что учитывая многочисленные обращения жителей Абдулинского городского округа в различные инстанции, к муниципальным депутатам по поводу зимнего содержания улиц и дорог сёл и города, он как депутат, 14.02.2022 года внес предложение о включении в повестку дня очередного заседания Совета депутатов вопрос об организации работ по очистке от снега улиц и дорог сёл и города Абдулино и Абдулинского городского округа. 28.02.2022 года на очередном заседании Совета депутатов результаты работы депутатской комиссии по коммунальным вопросам, по вопросу организации работ по очистке от снега улиц и дорог, отсутствовали. Информацию об исполнении муниципального контракта по зимнему содержанию дорог озвучил первый заместитель главы муниципального образования Архирейский А.В., суть которой заключалась в следующем: была названа лишь одна сторона муниципального контракта; освоено более 10000000 руб.; заключено к действующему контракту дополнительное соглашение на 1000 000 руб.; направлено 09.02.2022 года в Правительство Оренбургской области прошение о дополнительном финансировании в размере 5000000 руб.; по состоянию на 25.02.2022 года мероприятия по очистке автомобильных дорог в округе исполнены в полном объёме. 02.03.2022 года в электронном СМИ появилась информация о том, что «В Абдулино плохая уборка снега вылилась в штрафы», которая явилась основанием для внесения 25.05.2022 года им, как депутатом, предложений в Совет депутатов для рассмотрения с принятием решения, на что председатель Совета депутатов Шилов В.В. озвучил, что по предложениям депутатов по вопросу «Разное», не голосуют. Более того, публично дал ему нелицеприятную характеристику, что он ранее считал, что он «грамотный, образованный, умный, ошибался, это не соответствует действительности» и закрыл заседание Совета. Статья 12 Закона Оренбургской области «О статусе депутата представительного органа муниципального образования в Оренбургской области» гарантирует депутату обязательное рассмотрение внесенного им предложения на заседании представительного органа муниципального образования с принятием одного из перечисленных в законе исчерпывающего ряда решений. Согласно пункту 33 Регламента Совета депутатов МО Абдулинский городской округ, председательствующий на заседании Совета ставит на голосование каждое предложение депутатов в порядке очередности их поступления. Депутат Совета депутатов на его заседаниях вправе (пункт 33) вносить предложение о заслушивании на заседании Совета депутатов отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Совету депутатов; вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Совета депутатов. Депутат Совета депутатов на его заседаниях обязан не допускать в ходе выступлений оскорбительных выражений, наносящих ущерб чести и достоинства депутатов Совета депутатов и других лиц, необоснованных обвинений в чьей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. Истец просил суд признать бездействие председателя Совета депутатов Шилова В.В. в части обязательного рассмотрения внесенных им как депутатом предложений на заседание Совета депутатов с принятием одного из перечисленных в законе исчерпывающего ряда решений незаконным. Обязать председателя Совета депутатов Шилова В.В. поставить на голосование, внесенные им как депутатом предложения на заседании Совета депутатов с принятием одного из перечисленных в законе исчерпывающего ряда решений.

В последующем административным истцом были изменены исковые требования, и с учетом измененных исковых требований просит признать незаконными совершенные 25.05.2022 года председательствующим на заседании Совета депутатов В.В. Шиловым действия (бездействия), которые заключаются: в единоличном принятии 25.05.2022 года без обсуждения депутатами решения на бессрочное оставление без рассмотрения, внесённых им как депутатом предложений; в непринятии мер по установлению Советом депутатов порядка внесения предложений на рассмотрение заседания Совета.

Обязать председателя Совета депутатов В.В. Шилова предоставить ему, как депутату, информацию, изложенную в его предложениях, а именно: информацию «Орендай» «В Абдулино плохая уборка снега вылилась в штрафы» является отражением действительности или фейк?; наименование всех сторон муниципального контракта от 20.12.2021 года №27 «Зимнее содержание дорог МО Абдулинский городской округ Оренбургской области на 2022 год»; наименование местной коммерческой организации; фамилию, имя, отчество генерального директора МКО; кто выявил ненадлежащее исполнение условий контракта и возбудил против генерального директора дело об административном правонарушении; точный размер уплаченного штрафа, дату последней уплаты и источник финансирования; кто выявил факты складирования вывезенного снега в неустановленных местах и направил исковое заявление в Абдулинский районный суд?; результат рассмотрения искового заявления Абдулинским районным судом; общий фактический объём финансирования по контракту с учётом дополнительных соглашений на дату подготовки информации. Организовать работу по установлению Советом депутатов порядка внесения предложений на рассмотрение заседания Совета депутатов.

В обоснование заявления административный истец указал, что основной формой деятельности Совета депутатов является заседание Совета депутатов, на котором принимаются все правовые акты Совета депутатов, а также решаются вопросы, отнесенные к компетенции Совета депутатов. Основной формой депутатской деятельности депутата является его участие в заседаниях Совета депутатов. 28.05.2022 года, осуществляя свою депутатскую деятельность в форме участия в заседании Совета депутатов, воспользовавшись своим, как депутатом, правом вносить на рассмотрение заседания Совета депутатов вопросы в установленном Советом депутатом порядке, после рассмотрения вопроса «О единовременной выплате к отпуску», в условиях отсутствия установленного Советом депутатов порядка внесения вопросов на рассмотрение заседания,с целью получения достоверной информации в представительном органе МО Абдулинский городской округ, внес предложения о необходимости проведения депутатского расследования, в ходе которого ответить на конкретный перечень вопросов, исполнить предусмотренную разделом 15 пункта 46 Регламента функцию Совета депутатов, постоянных депутатских комиссий и рабочих групп, депутатов Совета депутатов по контролю за надлежащим исполнением средств местного бюджета, освоенного по муниципальному контракту на зимнее содержание дорог. То ли его, как депутата, действия по внесению предложений, то ли содержание его предложений, привели председательствующего в ярость и сподвигли к единоличному принятию решения на бессрочное оставление без внимания внесённых им предложений и закрытию заседания Совета депутатов без рассмотрения вопроса «Разное». Подлинность его утверждений о проявлении В.В. Шиловым ярости, выраженной в том, что «он ранее считал, что он «грамотный, образованный, умный... и вдруг и т.д.», обвинил его в подписании текста какого-то письма, стал выяснять наличие и подлинность его подписи под текстом какого-то письма, не имеющего никакого отношения к его действиям по внесению им, как депутатом, предложений. Об отсутствии каких-либо обсуждений по существу его предложений, о единоличном принятии решения на бессрочное оставление без внимания внесённых им предложений и закрытию заседания Совета депутатов без рассмотрения вопроса «Разное» подтверждается имеющейся в деле аудиозаписью. Суд своим определением установил отсутствие отношения к делу этого письма, представленного суду свидетелем Свидетель №1 Такое поведение председательствующего В.В. Шилова основано на его личных понятиях и выглядит как явное принижение его чести и достоинства как гражданина Российской Федерации. В результате настоятельных многократных его, как депутата, требований к председательствующему прекратить характеризовать его и принять конкретные, предусмотренные установленным Советом депутатов порядкомвнесения вопросов на заседании Советом депутатов (п.20 Регламента), решения, он озвучил следующее: по предложениям депутатов по вопросу «Разное» они не голосуют и закрыл заседание Совета. Единолично принял решение о бессрочном оставлении без внимания, внесенного им предложения. Абдулинский прокурор, присутствующий 28.05.2022 года на заседании Совета, не выявил наличие либо отсутствие нарушений установленного Советом депутатов порядкавнесения вопросов на рассмотрение на заседании Совета (при отсутствии такового в природе), Законов и правовых актов Совета депутатов при единоличном принятии председательствующим решения о бессрочном оставлении без внимания внесённых им предложений, не выявил наличие либо отсутствие нарушений моральных законов. Вынесенное 10.06.2022 года судьёй Абдулинского районного суда Оренбургской области Ильиной Е.В. определение о принятии его административного заявления от 08.06.2022 года, подготовке дела и назначении к разбирательству в судебном заседании отчасти отрезвило председателя Совета депутатов МО Абдулинский городской округ. Оно заставило В.В. Шилова отказаться от единолично принятого 28.05.2022 года решения о бессрочном оставлении без внимания, внесенных им предложений и сподвигло его инициировать их включение в повестку дня на 29.06.2022 года без предварительного рассмотрения на заседании депутатской комиссии в соответствии с порядком,установленным лично В.В. Шиловым, и известным только ему. Бурные обсуждения на заседании Совета 29.06.2022 года не имели отношения к существу внесенных предложений. На этом заседании тоже не был представлен установленный Советом депутатов порядок внесения вопросов на рассмотрение заседания Совета, нет его и на происходящем заседании. Подтверждается его отсутствие аудиозаписью заседания от 29.06.2022 года. Только председатель Совета В.В. Шилов, руководствуясь своими понятиями, выступление связал с предложениями, он публично озвучил, что эти предложения только отмазка, в них заложено им совсем другое: вот он подрядчик, а рядом сидит заказчик, и они делили деньги. Публичное обвинение его в том, что он подозревает председателя Совета депутатов В.В. Шилова в дележе каких-то денег, и лишение его, как депутата, права на получение достоверной информации в представительном органе муниципальной власти происходило в присутствии исполняющего обязанности Абдулинского межрайонного прокурора, который вольно или невольно умолчал о наличии (об отсутствии) нарушения его, как депутата, права на получение достоверной информации путём депутатского расследования в составе депутатской комиссии по коммунальным вопросам, а также умолчал о наличии (отсутствии) у председателя права обвинять его в том, будто он подозревает его Шилова В.В. в дележе неизвестных ему денег. 29.06.2022 года на заседании Совета депутатов предложения были поставлены на голосование. Отсюда следует, что исковое требование об обязании председателя Совета депутатов В.В. Шилова поставить на голосование, внесённые им, как депутатом, исполнено. Для этого было достаточно вынесенного судьей определения от 10.06.2022 года. Бурное обсуждение и принятое 29.06.2022 года Советом депутатов решение подтвердило отсутствие доброй воли у председателя Совета В.В. Шилова выдать ему, как депутату, информацию, испрашиваемую в его предложениях. Проявление на заседании Совета депутатов председателем Совета В.В. Шиловым ярости и единоличного принятия 28.05.2022 года решения на бессрочное оставление без внимания внесённых им предложений стало следствием отсутствия у председателя Совета депутатов В.В. Шилова знаний, установленных обществом моральных законов и установленного Советом депутатов порядкавнесения предложений на рассмотрение заседания Совета (п. 20 Регламента). Более того, отсутствие установленного Советом депутатов порядка внесения предложений на рассмотрение заседания Совета препятствует реализации права депутата или группы депутатов на внесение вопросов на рассмотрение заседания Совета депутатов, дестабилизирует работу Совета депутатов. Председатель Совета депутатов В.В. Шилов своим бездействием, выраженным в непринятии мер по установлению Советом депутатов порядка несения вопросов на рассмотрение заседания Совета,и отсутствием необходимых знаний, подрывает авторитет представительного органа власти, загружает ненужной работой Абдулинский суд, ориентирует депутатов и создаёт условия, микроклимат в Совете на работу по понятиям, а не по закону и принятым Советом правовым актам. А игнорирование многочисленных судебных заседаний, отсутствие желания лично в суде отстаивать правомерность совершенных им лично действий на заседании Совета депутатов показывают его неуважение к российскому правосудию и к власти, то есть к народу, избирателям, как минимум, избирательного округа №4. Гарантия реализации его, как депутата, права вносить вопросы на рассмотрение заседания Совета депутатов, при отсутствии чётко установленного Советом депутатов порядка внесения вопросов на рассмотрение заседания Совета, отсутствует напрочь. Непринятие мер по установлению порядка есть умышленное воспрепятствование депутатской деятельности. То есть наличие четкого установленного Совета депутатов порядка внесения вопросов на рассмотрение заседания Совета и обращение в Абдулинский районный суд гарантирует реализацию предусмотренного пунктом 20 Регламента его, как депутата, права вносить вопросы на рассмотрение заседания Совета депутатов.

Протокольным определением суда от 08.08.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Совет депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области.

Административный истец Шустиков М.П. в судебном заседании поддержал заявленные требования от 19.08.2021 года, изложенные в уточненном исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представители административного ответчика председателя Совета депутатов МО Абдулнский городской округ Оренбургской области - Бугаец Е.Н. и Галимов А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска и просили отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Суд, заслушав участников процесса, показания свидетелей, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства с учетом установленных по делу обстоятельств, считает, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, по следующим основаниям.

Согласно статье 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Согласно статье 40 указанного закона, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

В соответствии со статьей 10 Устава муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов МО Абдулинский городской округ №36 от 31.12.2015 года, Совет депутатов городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенного собственными полномочиями по решению вопроса местного значения муниципального образования. Совет депутатов состоит из 15 депутатов. Совет депутатов городского округа принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Совета депутатов. Организацию деятельности Совета депутатов городского округа осуществляет председатель Совета депутатов.

Административный истец Шустиков М.П. является депутатом Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области второго созыва с 13.09.2020 года.

Шустиковым М.П. установлено, что 02.03.2022 года на интернет- сайте Orenday.rу была размещена статья «В Абдулино плохая уборка снега вылилась в штрафы» следующего содержания: «Установлено, что в соответствии с муниципальным контрактом обязанность по зимнему содержанию дорог осуществляется местной коммерческой организацией (название не указывается). Генеральным директором общества с ограниченной ответственностью контракт по уборке снега с проезжих частей дорог, тротуаров, остановочных павильонов и пешеходных переходов Абдулинского городского округа исполняется ненадлежащим образом. По выявленным нарушениям в отношении генерального директора возбуждено дело об административном правонарушении по статье «Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ, существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства» за нарушение сроков исполнения обязательств. Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области генеральный директор общества привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на выполнение работ, а именно более 38000 руб. Судебное постановление в законную силу не вступило. Кроме того, ранее проведенной проверкой выявлены факты складирования вывозимого снега в неустановленных местах, а также отсутствие специальных площадок для складирования снега. Направлено исковое заявление в Абдулинский районный суд о признании незаконным бездействия администрации МО Абдулинский городской округ, которое заключается в непринятии мер по созданию и содержанию на территории округа площадок для складирования снега, соответствующих требованиям законодательства. Административное исковое заявление находится на рассмотрении. Ранее Orenday сообщал, что в Абдулинском городском округе из-за ситуации с уборкой снега введен режим чрезвычайной ситуации.

25.05.2022 года Советом депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области проведено очередное заседание Совета депутатов, оформленное протоколом №21, на котором после того, как председатель Совета депутатов Шилов В.В. в конце заседания перешел к рассмотрению двенадцатого вопроса повестки дня «Разное», депутатом Шустиковым М.П. было озвучено обращение к депутатам о проведении депутатского расследования для выяснения вопроса, является ли информация, размещенная в электронном СМИ «В Абдулино плохая уборка снега вылилась в штрафы» фэйковой или отражает действительность?

Письменный текст обращения, который был приобщен к материалам административного дела, имеет текст следующего содержания: председатель Совета депутатов Шилов В.В. регулярно на депутатских комиссиях и заседаниях Совета озвучивает свою озабоченность наличием большого объёма в интернете фейковой информации о работе органов муниципальной власти, об условиях качества жизни абдулинцев, просит депутатов содействовать уменьшению фейков, а 24.05.2022 года на совместном заседании депутатских комиссий недовольным предложил найти лучшие условия и переехать. Озабоченность его о размещении фейков в интернете разделяет и предлагает свою помощь в содействии уменьшения фейков в различных СМИ. Предложил конкретные действия. 02.03.2022 года в электронном СМИ была размещена информация, что «В Абдулино плохая уборка снега вылилась в штрафы». Предлагает депутатам ознакомиться с содержанием статьи. Возникает вопрос, информация «В Абдулино плохая уборка снега вылилась в штрафы» является фейковой или отражает действительность? Если это информация фейковая, то вопросы к СМИ, если отражает действительность, тогда почему 28.02.2022 года на заседании Совета об этом не услышали депутаты? А в представленных документах значилось, что по состоянию на 25.02.2022 года мероприятия по очистке автомобильных дорог в округе исполнены в полном объёме. Просил провести депутатское расследование в составе депутатской комиссии по коммунальным вопросам и вынести заключение: является ли информация «В Абдулино плохая уборка снега вылилась в штрафы» фейковой или отражает действительность? В ходе депутатской проверки установить: наименование всех сторон муниципального контракта; наименование местной коммерческой организации; ФИО генерального директора МКО; кто выявил ненадлежащее исполнение условий контракта; кто возбудил против генерального директора дело об административном правонарушении; точный размер штрафа, дату его уплаты и источник финансирования; наличие юридической силы постановления исполняющего обязанности мирового судьи на день расследования; кто выявил факты складирования вывезенного снега в неустановленных местах; кем направлено исковое заявление в Абдулинский районный суд; наличие результата рассмотрения искового заявления Абдулинским районным судом; общий фактический объём финансирования по контракту с учетом дополнительного соглашения; сроки вводимого режима чрезвычайной ситуации в Абдулинском городском округе. Информацию о результатах работы депутатской комиссии довести до всех депутатов на заседании Совета и до населения на страницах газеты «Абдулинские просторы».

Решением Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области №1 от 25.09.2020 года председателем Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ второго созыва избран Шилов В. В..

Полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ определены Уставом Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ и Регламентом Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, утвержденным решением Советом депутатов №1 от 24.11.2015 года.

В статье 12 Устава прописаны полномочия председателя городского Совета депутатов, согласно которой председатель Совета депутатов не только организует работу Совета депутатов, координирует деятельность постоянных и временных комиссий, дает поручения по вопросам их ведения, но и осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Совета депутатов.

Порядок внесения предложений и проектов решений на рассмотрение Совета депутатов изложен в Регламенте Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ и в Положении о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ, утвержденном решением Совета депутатов муниципального образования от 27.11.2015 года №11.

Согласно пункту 4 Регламента, основной формой деятельности Совета депутатов является заседание Совета депутатов, на котором принимаются все правовые акты Совета депутатов, а также решаются вопросы, отнесенные к компетенции Совета депутатов.

Деятельность Совета депутатов основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности и учета общественного мнения (п.5 Регламента).

Председатель Совета депутатов созывает заседания Совета депутатов и осуществляет иные права и обязанности, порученные ему Советом депутатов и возложенные на него действующим законодательством (п.8 Регламента).

Решением №16 Совета депутатов МО Абдулинский городской округ от 28.01.2016 года пункт 13 Регламента изложен в следующей редакции: «постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. В этом случае совместные заседания созываются и ведутся председателем Совета депутатов или одним из председателей комиссий по согласованию между собой. Решения на совместных заседаниях принимаются большинством голосов депутатов, принимающих участие в совместном заседании».

Депутат вправе вносить на рассмотрение заседания Совета депутатов вопросы в установленном Советом депутатов порядке (п.20 Регламента).

Решением №73 Совета депутатов МО Абдулинский городской округ от 03.03.2016 года пункт 28 Регламента Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ изложен в новой редакции: проект решения может быть внесен на рассмотрение Совета депутатов не позднее чем за 5 рабочих дней до дня заседания Совета депутатов, при созыве внеочередного заседания не позднее, чем за 1 день до внеочередного заседания Совета депутатов. Проекты решений, подготовленные рабочими органами Совета, до рассмотрения на заседании соответствующей депутатской комиссии и заседании Совета подлежат юридической экспертизе в аппарате Совета депутатов и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления муниципального образования. Кроме того, проект решения проходит юридическую экспертизу в аппарате Совета. Проект решения после внесения в Совет депутатов направляется в соответствующую постоянную депутатскую комиссию. Постоянная депутатская комиссия рассматривает поступивший проект решения в течение 3 рабочих дней со дня поступления в комиссию.

Проект повестки дня заседания Совета депутатов формируется председателем Совета депутатов. В повестку заседания Совета депутатов включаются только те проекты решений, которые предварительно рассмотрены профильными депутатскими комиссиями. Повестка заседания утверждается на заседании Совета большинством присутствующих на заседании депутатов Совета (п.30 Регламента).

Председательствующий на заседании Совета ведет заседание Совета депутатов; предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления предложений в соответствии с повесткой заседания Совета депутатов, в необходимых случаях может изменить очередность выступлений с обоснованием такого изменения и с учетом мнения присутствующих депутатов; ставит на голосование вопросы, содержащиеся в повестке заседания; ставит на голосование каждое предложение депутатов в порядке очередности из поступления; организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования; осуществляет иные права и обязанности, определенные настоящим Регламентом (п.33 Регламента).

Депутат Совета депутатов на его заеданиях вправе вносить предложения о заслушивании на заседании Совета депутатов отчета или информации любого органа либо должностного лица, подконтрольного Совету депутатов; вносить предложение о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Совета депутатов; пользоваться иными правами, предоставленными ему действующим законодательством и настоящим Регламентом (п.33 Регламента).

Депутат Совета депутатов на его заседаниях обязан соблюдать Регламент, повестку заседания и требования председательствующего на заседании (п.33 Регламента).

В соответствии с пунктом 34 Регламента, в конце дня заседания отводится до тридцати минут для объявлений, справок и обсуждения вопросов в разделе «Разное». Продолжительность выступлений на заседаниях Совета составляет до трех минут. Если выступающий превысил отведенное ему время для выступления либо выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова по данному вопросу.

Депутат Шустиков М.П. присутствовал на заседании совмещенных депутатских комиссий по бюджету, экономике и муниципальной собственности и комиссии по социальным и правовым вопросам, которое состоялось 24.05.2022 года. На заседании обсуждались вопросы, планируемые к включению в повестку дня очередного двадцать первого заседания Совета депутатов. Предложений о проведении депутатского расследования депутат Шустиков М.П. не вносил. Депутатами данное предложение предварительно не обсуждалось.

Порядок внесения предложений, проектов решений на рассмотрение Совета депутатов изложен в регламенте Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, принятом решением Совета депутатов от 24.11.2015 года №1, и в Положении о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, утвержденном решением Совета депутатов от 27.11.2015 года №11. Депутат, группа депутатов, постоянные депутатские комиссии разрабатывают проекты решений Совета депутатов муниципального образования по собственной инициативе,по поручению председателя Совета депутатов муниципального образования. Проект решения после внесения в Совет депутатов (регистрации в аппарате Совета депутатов) направляется в соответствующую постоянную депутатскую комиссию для рассмотрения. Проекты решений подлежат юридической экспертизе в аппарате Совета депутатов муниципального образования. В повестку дня очередного заседания Совета депутатов включаются только те проекты решений, которые предварительно рассмотрены профильными депутатскими комиссиями.

Таким образом, вопрос о целесообразности принятия порядка внесения предложений на рассмотрение заседания Совета, как отдельного нормативного правового акта, находится в компетенции представительного органа – Совета депутатов МО Абдулинский городской округ.

Как следует из протокола заседанияСовета депутатов от 25.05.2022 года и аудиозаписи заседания Совета депутатов, Шустикову М.П. была предоставлена возможность выступить с предложением о проведении депутатского расследования после очередного вопроса в повестке дня «Разное». Заслушав и обсудив информацию, доведенную Шустиковым М.П. до сведения депутатов, председатель Совета депутатов Шилов В.В. объявил заседание закрытым. Внесенное истцом на заседание Совета депутатов предложение, на голосование не ставилось и единоличного решения административным ответчиком по данному вопросу не принималось.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 30 Регламента в повестку заседания Совета депутатов включаются только те проекты решений, которые предварительно рассмотрены профильными депутатскими комиссиями. Повестка дня утверждается на заседании Совета депутатов большинством присутствующих на заседании Совета депутатов муниципального образования.

Предложения, проекты решения должны вноситься в Совет депутатов заблаговременно, как установлено пунктом 28 Регламента Совета депутатов, и подлежали согласованию с заинтересованными лицами и правовой экспертизе на соответствие действующему законодательству и муниципальным правовым актам муниципального образования.

Депутат Шустиков М.П., о чем указывает административный ответчик, присутствовал на заседании совмещенных депутатских комиссий по бюджету, экономике и муниципальной собственности и комиссии по социальным и правовым вопросом, которые состоялись 24.05.2022 года, на которых обсуждались вопросы, планируемые включению в повестку дня очередного двадцать первого заседания Совета депутатов. Предложений о проведении депутатского расследования депутат Шустиков М.П. не вносил. Депутатами данное предложение предварительно не обсуждалось, а поэтому и не могли быть включены в повестку дня двадцать первого заседания Совета депутатов.

Предложения от депутатам Шустикова М.П. поступили в аппарат Совета депутатов МО Абдулинский городской округ 27.05.2022 года, а поэтому рассмотрение данного вопроса правомерно было включено в повестку дня следующего двадцать второго заседания Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, о чем административному истцу было сообщено в письме от 17.06.2022 года №01-04/07/128.

Согласно статье 12 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 года «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Оренбургской области», депутату гарантируется обязательное рассмотрение внесенного им предложения на заседании представительного органа муниципального образования с принятием одного из следующих решений: о принятии предложения; о начале разработки нового решения представительного органа муниципального образования; о направлении предложенного проекта на доработку в соответствующие комиссии.

Судом установлено, что на очередном заседании Совета депутатов, состоявшемся 29.06.2022 года, было поставлено на обсуждение предложение Шустикова М.П. о назначении депутатского расследования и по результатам голосования депутатами было принято решение об отклонении проекта решения «О назначении депутатского расследования».

Из изложенного следует, что нарушений прав административного истца при проведении заседания Совета депутатов 25.05.2022 года, а также норм действующего законодательства, регламентирующих порядок поступивших проектов решений, предложений в Совет депутатов и порядок проведения заседаний Совета депутатов, со стороны административного ответчика не допущено. Доводы административного истца о единоличном принятии 25.05.2022 года председателем Совета депутатов Шиловым В.В. решения на бессрочное оставление без рассмотрения его предложений о проведении депутатского расследования, основаны на личном субъективном мнении истца и не свидетельствуют о нарушении председателем Совета депутатов порядка проведения заседания Совета депутатов, установленного регламентом Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ.

В развитие закрепленной в статье 46 КонституцииРоссийской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи4 КАС РФустанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Тем самым, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи46 КонституцииРоссийской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Нормы Кодекса административного судопроизводства РФ также предполагают возможность оспаривания только тех решений органов государственной власти и их должностных лиц, действия и бездействие, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

При этом исходя из положений пункта 1 части 2 статьи227 КАС РФрешение о признании бездействия (решения) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение обобязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании действия или решения незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, а само решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации, закрепленных в статьях 10 и 118, и требованиям пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда.

При таких обстоятельствах правовых оснований обязать председателя Совета депутатов Шилова В.В. теперь уже единолично провести депутатское расследование и предоставить административному истцу интересующую в его предложениях информацию, у суда не имеется. При этом суд считает, что права административного истца на получение информации в данном случае не нарушены, поскольку в силу вышеприведенных правовых норм и Регламента Совета депутатов административный истец наделен правом самостоятельно направлять депутатские запросы органам местного самоуправления и должностным лицам, руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Абдулинского городского округа, по вопросам, входящим в его компетенцию и имеющим общественное значение для муниципального образования.

Административный истец указывает суду на допущенное административным ответчиком бездействие по непринятию им мер по установлению Советом депутатов порядка внесения предложений на рассмотрение заседания Совета депутатов и просит обязать административного ответчика организовать работу по установлению Совета депутатом порядка внесения предложений на рассмотрение заседания Совета. Между тем, данные требования истца также не полежат удовлетворению по следующим основаниям.

Вместе с тем, вопросы организации и деятельности Совета депутатов, а также порядок принятия решений на заседаниях Совета депутатов регулируется Регламентом Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ и Положением о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов №11 от 27.11.2015 года.

В статье 11 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 года «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Оренбургской области» регламентировано на то, что депутат имеет право ставить вопрос о необходимости разработки нового решения представительного органа муниципального образования; вносить на рассмотрение представительного органа муниципального образования проекты решений, предложений о внесении изменений в действующие решения представительного органа муниципального образования.

Административный истец, являясь членом постоянной депутатской комиссии по социальным и правовым вопросам Совета депутатов, с инициативой о необходимости разработки порядка внесения предложений на рассмотрение заседания Совета депутатов в комиссию по социальным и правовым вопросам в Совет депутатов не обращался, а поэтому нарушений его прав и интересов в данном случае не усматривается.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца депутата Совета депутатов МО Абдулинский городской округ Шустикова М.П. о признании незаконными совершенные действия (бездействие) и возложении на административного ответчика обязанностей, заявленных административным истцом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления депутата Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области Шустикова М. П. к председателю Совета депутатов муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области Шилову В. В. о признании незаконными совершенные действия (бездействие) и об обязании предоставить информацию - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Ильина

<данные изъяты>